Логотип
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗВУКОВОЕ И СВЕТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КАРАОКЕ-КЛУБОВ, СТУДИЙ И ДИСКОТЕК ОБОРУДОВАНИЕ И КРЕСЛА ДЛЯ КИНОТЕАТРОВ И ЗАЛОВ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КИНОТЕАТРОВ И МУЛЬТИПЛЕКСОВ
БОЛЕЕ 100'000 ТОВАРОВ
8 (800) 555-11-73
8 (495) 620-57-74
Будни: с 10-00 до 19.00
Сб., Вс. - выходной
Будни: с 10-00 до 19.00
Сб., Вс. - выходной
0 Корзина пуста
Оформить
Меню
Главная Каталог Услуги Акции Покупки Компания Бренды Статьи Контакты

Martin Audio MLA

В течение всего июля в лондонском концертном зале «Roundhouse» проходил музыкальный фестиваль «iTunes Festival London 2010». На сцене, получившей «культовый» статус еще в конце 1960-х, в этом году выступало более 60 артистов — Оззи Осборн, Florence + The Machine, Foals, Scissor Sisters, The XX и многие другие. На фестивале состоялся дебют нового линейного массива английской компании Martin Audio: MLA (Multicellular Loudspeaker Array) великолепно отработал со всеми музыкальными стилями и произвел незабываемое впечатление на зрителей, музыкантов и звукоинженеров.

Для Martin Audio инсталляция своего новейшего оборудования в «Roundhouse» — не только отличный повод продемонстрировать возможности MLA в реальных условиях, но и своеобразная веха: 40 лет назад, когда британский рок вовсю завоевывал мир, а бывший железнодорожный гараж в северной части Лондона был превращен в одну из главных культовых «точек», акустические системы Martin Audio были установлены в нем для озвучивания концертов таких групп, как Pink Floyd и Supertramp. И вот опять акустика Martin Audio «раскачивает» легендарный зал, поражая слушателей своей мощью и чистотой звучания. Четыре недели концертов — это очень серьезная работа: 62 музыкальных коллектива, каждый со своим звукоинженером и своими предпочтениями к звуку; обилие стилей и различные требования к уровню SPL. Пожалуй, с таким разнообразием задач на столь высоком уровне мог справиться только линейный массив MLA, основанный на индивидуальной адресации к каждому элементу системы и революционной технологии DSP-контроля.

Multicellular Loudspeaker Array переводится как «мультимодульный массив громкоговорителей». Это продукт нового поколения, ориентированный на использование в самых разных залах, вплоть до стадионов. Весной 2010 года MLA уже отработал на нескольких престижных мероприятиях, в том числе на крупном фестивале в Бельгии, где получил самые положительные отзывы. У себя на родине, в британской столице, MLA дебютировал в зале круглой формы вместимостью 1800 сидячих и 3300 стоячих мест, каким и является, собственно, «Roundhouse». По восемь элементов MLA было подвешено с каждой стороны сцены, а массив из восьми субвуферов MLX располагался под авансценой. В качестве системы «side-fill» использовалось два массива по шесть элементов W8LC. Четыре линейных массива W8LM озвучивали VIP-бар (балконы).

Джейсон Бэрд (Jason Baird), руководитель отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок Martin Audio, перед началом первого концерта собственноручно настроил систему с помощью программы Martin Audio Display 2.0, выполняющей оптимизацию DSP-управления всех элементов массива. «На фестивале работало огромное количество звукоинженеров, каждый со своим подходом к сведению концертного звука, — рассказывает Бэрд. — Были и те, кто очень радикально использует эквалайзеры, и те, кто практически не трогает регуляторы частотной коррекции. Наша система, предоставленная в их распоряжение, превращала каждого инженера FOH-микса в звезду, а вовсе не подчеркивала их ошибки».

Хью Ричардс (Huw Richards), опытный звукоинженер FOH-микса, во время фестиваля вводил в курс дела тех, кто ранее не имел опыта работы с массивом MLA. Он отмечает не только высокую мощность MLA, но и исключительную однородность звука по всему пространству зала, а также на балконах. По его словам, вне зависимости от положения слушателя разница в звуке составляла не более ±1 дБ. На него также произвела впечатление та быстрота, с которой была произведена настройка массива. «MLA — феноменальный продукт: с ним можно работать на любом концерте, — говорит Ричардс. — Субы звучат фантастически, а вся система исключительно стабильна». Под стабильностью он имеет в виду ту легкость, с которой массив MLA справлялся с передачей сложных, динамичных выступлений — ни компрессии мощности, ни искажений не возникало.

«Мы сводили Faithless, не прикасаясь к регуляторам эквалайзера, и получили потрясающий звук, очень мощный, — продолжает Ричардс. — Вслед за Faithless на сцену вышли оперный певец, гитарист, игравший латиноамериканскую музыку, и оркестр. В их случае уровень системы был понижен до 95 дБ — если бы в зале кто-нибудь уронил булавку на пол, это было бы слышно». Очень радикальный тест-драйв устроил для MLA один из звукоинженеров, который во время выступления своего коллектива создал на пульте с помощью эквалайзеров усиление на 9 дБ. Любую другую систему в этом случае просто бы «вышибло» — а MLA вполне спокойно отнесся к такому «экстриму».

Концепция MLA

Линейный массив MLA отличается ровной частотной характеристикой, постоянным уровнем SPL во всех точках озвучиваемого пространства, очень высоким выходным звуковым давлением (140 дБ в пиках для каждого кабинета), функцией автоматической оптимизации (причем не только электронными средствами, но и возможностью физически изменять кривизну массива), компьютерным управлением и мониторингом всей системы.

В основе MLA лежит уникальный подход, позволяющий каждой «ячейке» массива работать со своим индивидуальным DSP и усилителем класса D. Учитывая, что каждый корпус содержит по шесть «ячеек», система, собранная из 24 корпусов, представляет собой комплект из 144 индивидуально настроенных элементов массива.

Понятно, что такой подвесной массив было бы очень затруднительно настраивать вручную, поэтому эта задача возложена на специальную программу — Display 2.0, которая автоматически вычисляет параметры FIR-фильтров для каждого элемента и передает их по протоколу U-NET в соответствующий кабинет. Управление системой в реальном времени и мониторинг осуществляется с помощью программы VU-NET.

Дисперсия элементов массива составляет 90° x 7,5°. Компактные корпуса (ширина 1136 мм, высота 372 мм, глубина 675 мм) хорошо подходят для использования в любых условиях, от театральных залов до фестивалей, проводимых на открытых площадках. Каждый звукоусилительный комплекс состоит из кабинетов MLA, активных субвуферов MLX с беспрецедентным давлением (150 дБ/1 м в пиках) и кабинетов MLD, предназначенных для использования в качестве системы «downfill». Управляют работой комплекса контроллеры Merlin (4 входа/10 выходов). Программирование контролеров и оперативное управление параметрами комплекса осуществляется с помощью tablet PC по Wi-Fi (в комплект поставки входит все необходимое оборудование). Комплекс имеет как аналоговые, так и цифровые входы (AES3 и U-NET).

Акустический дизайн

Серия MLA поднимает планку эффективности концертных массивов на новый уровень: выход НЧ по сравнению с существующими акустическими системами тех же габаритов у MLA выше на 5 дБ, СЧ и ВЧ — на 10 дБ. Трехполосные акустические системы MLA нагружены на рупоры и отличаются исключительно ровной частотной характеристикой как по оси излучателей, так и вне ее. В противоположность системам, в конструкции которых используются прямые излучатели НЧ и СЧ, концепция серии MLA гарантирует, что НЧ и СЧ полностью соответствуют высокой эффективности секции ВЧ. Разработчики решили отказаться от коаксиальных, перекрестных и других аналогичных комбинаций СЧ/ВЧ драйверов, которые создают акустическую неоднородность, влияющую как на осевую, так и на неосевую частотную характеристику СЧ и ВЧ секций. Рупоры СЧ и ВЧ в серии MLA полностью разделены, и это является ключевым фактором, почему MLA способна создавать равномерный звуковой охват 90° по горизонтали. Именно поэтому звуком MLA можно наслаждаться в любой зоне озвучиваемого ими пространства — в том числе находясь вне оси излучения или перемещаясь по залу.

Серия MLA создает мощный, чистый и детализированный звук, который сохраняет эти характеристики на расстоянии до 150 м от излучателей. Пиковое давление секции НЧ составляет 140 дБ, СЧ — 139 дБ, ВЧ — 145 дБ. Это действительно небывалые показатели. Рассмотрим детально конструкцию каждой секции.

Секция НЧ

Большинство традиционных концертных акустических систем основаны на прямых излучателях, которые применяются для воспроизведения низких частот. Такое решение приводит к тому, что возникает дисбаланс между эффективностью НЧ секции и нагруженных на рупоры СЧ и ВЧ секций. Проще говоря, бас не соответствует уровню и мощности «середины» и «верхов».

Эффективность НЧ секции серии MLA составляет 104 дБ/1 м (для сравнения, традиционные системы прямого излучения в основном выдают не более 98 дБ). Высокая чувствительность НЧ секций элементов MLA обеспечивает передачу баса на большое расстояние.

Секция НЧ серии MLA состоит из двух 12-дюймовых неодимовых драйверов с 3-дюймовыми звуковыми катушками, объединенными в запатентованную Martin Audio конструкцию Hybrid с одновременным использованием рупора и фазоинвертора. Каждый драйвер спереди нагружен на рупор, имеющий форму гиперболы, а задняя часть драйвера имеет конфигурацию «bass reflex loaded», что позволило расширить рабочий диапазон НЧ секции вниз за пределы естественной точки среза рупора. Такое решение создает мощный «толчок», который традиционные динамики не могут воспроизвести. Поэтому MLA имеет более высокую производительность в области НЧ по сравнению с такими же по размеру традиционными акустическими системами, имеющими только рупор.

Каждый НЧ драйвер имеет отдельный рупор. Рупоры разнесены друг от друга на максимально возможное расстояние. Длинноходные НЧ драйверы снабжены системой принудительного воздушного охлаждения, что обеспечивает высокую надежность системы и ее стойкость к перегреву.

Среднечастотная секция

Нередко разработчики уделяют слишком пристальное внимание вертикальной дисперсии линейных массивов, при этом страдает горизонтальная дисперсия — в особенности это касается конструкций, в которых применяются коаксиальные (или аналогичные им) СЧ динамики. В серии MLA используются совершенно отдельные СЧ и ВЧ рупоры, и горизонтальная неосевая характеристика в точности соответствует осевой. 30-летний опыт разработки СЧ рупоров компании Martin Audio вкупе с оптимизированной геометрией рупора BEM лег в основу СЧ секции MLA.

Два 6,5-дюймовых неодимовых драйвера с 2-дюймовыми звуковыми катушками нагружены на СЧ рупор MLA. Чувствительность полученной секции 112 дБ (1 Вт/1 м), что значительно больше значения 102 дБ, характерного для перекрестных прямых излучателей.

Обычно добавление рупора к динамику, имеющему форму конуса, не обеспечивает равномерной АЧХ: возникает максимум звукового давления в нижней части рабочего диапазона рупора и недостаток звукового давления в верхней. В СЧ рупоре MLA используется запатентованная тороидальная «фазовая вставка», которая помещена между конусом динамика и раструбом рупора. Она препятствует тенденции среза частоты рупора и уменьшения энергии по мере повышения частоты.

Также в конструкции СЧ рупора MLA используется устройство HiBlade, которое изменяет распространение звуковых волн в раструбе рупора. Применение HiBlade позволило увеличить эффективность системы, сделать частотную характеристику более ровной и поддерживать направленность постоянной вплоть до частоты разделения кроссовера (4 кГц). В MLA используется комбинация «6,5-дюймовый конус/1-дюймовый компрессионный драйвер» вместо традиционных «крупноформатных» компрессионных драйверов, что позволило добиться меньшего уровня искажений и расширить частотную характеристику в области ВЧ.

ВЧ секция

ВЧ секция серии MLA основана на трех 1-дюймовых неодимовых компрессионных драйверах и имеет постоянную горизонтальную направленность 90°. В вертикальной плоскости разработчикам MLA удалось достичь значительных преимуществ относительно ранее существовавших решений.

Раньше считалось, что каждый ВЧ элемент концертного линейного массива должен создавать ровный звуковой фронт. Однако путем метода моделирования BEM (Boundary Element Method) разработчики MLA убедились, что немного искривленный звуковой фронт создает более равномерное звуковое давление в реальных условиях, в реальном зале, где линейный массив имеет собственную кривизну.

Физическая кривизна концертного линейного массива зависит от параметров зала, т.е. на протяжении турне она будет меняться. Вручную подбирать положение рупоров в каждом зале — непрактично, поэтому очень важно, чтобы кривизна звукового фронта рупора была оптимизирована для использования со всеми типичными вариантами кривизны линейного массива. С помощью BEM специалисты Martin Audio определили оптимальную кривизну звукового фронта для индивидуальных рупоров, что позволяет получить наилучшие результаты в реальных условиях турне. Затем требовалось разработать рупор, способный создавать звуковой фронт с такой кривизной.

Модели BEM традиционного рупора показывают, что звуковой фронт расширяется по мере распространения звуковой волны внутри рупора, тем самым создается выпуклый вертикальный фронт волны — в целом слишком кривой для идеального элемента линейного массива. Поместив клиновидную вставку частично внутрь рупора, удалось ослабить излишнюю выпуклость звукового фронта. Путем подбора длины и формы такой вставки общая кривизна существующего звукового фронта была точно оптимизирована и соответствует новым критериям звукового фронта, который, как утверждают инженеры MLA, должен быть не слишком ровным и не слишком кривым.

FIR кроссоверы

Как в любых трехполосных акустических системах, модули НЧ, СЧ и ВЧ серии MLA объединяются с помощью кроссовера. До недавних пор фильтры Линквица-Райли четвертого порядка считались индустриальным стандартом. Однако при использовании таких фильтров перехлест в точке разделения кроссовера вызывает несимметричность горизонтальной диаграммы направленности тех кабинетов, которые располагаются друг возле друга. В теории, фильтр с очень жестким срезом (brick-wall filter) исключает возможность перехлеста — как следствие, диаграмма направленности в этом случае не изменяется, т.е. остается симметричной.

Практическое решение, предложенное специалистами Martin Audio, заключается в использовании FIR-фильтров, имеющих очень большую крутизну среза — но это не brick-wall, так как такой фильтр влиял бы негативно на характеристики переходных процессов аудиосигнала. FIR-фильтры MLA VanishingPoint позволили физически разделить СЧ и ВЧ рупоры (так, чтобы они не влияли на диаграмму дисперсии друг друга) и при этом получить пространственные характеристики как у единого источника сигнала. FIR-фильтры также являются ключевым фактором технологии MLA cellular drive, позволяющей независимо управлять амплитудой и фазой сигнала.

Назад к списку новостей